Третья и финальная часть эксклюзивного интервью с депутатом парламента Молдовы от правящей партии “PAS” Оазу Нантойем. 

Сегодня мы поговорим о социальном оптимизме и как экс-президент США Барак Обама может помочь Молдове выйти из статуса «беднейшей страны Европы», какой важнейший навык необходим молдавскому бизнесу, немного порефлексируем о будущем нашей страны, молдавской молодежи и национальной идее Республики Молдова.

— Молдова — одна из самых бедных стран Европы. Как это исправить? Что еще можно сделать?

Есть очень интересное исследование, которое дает ответ на вопрос, почему некоторые страны сотни лет назад поймали тренд развития и являются лидерами по темпам своего развития, а другие страны оказались в колеи стагнации. Для того чтобы вырваться из этой колеи, в первую очередь нужно заняться настроениями в обществе. Меня больше всего удручает то что мы никак не можем добиться распространения среди граждан Молдовы настроения социального оптимизма.

В 2008 году некто Барак Обама был избран президентом Соединенных Штатов с лозунгом: “Yes we can”.

Мы продемонстрировали, что “we can” на выборах 2020-2021 годов, теперь мы должны продемонстрировать, что “we can” обустроить нашу страну. Мы должны добиться мобилизации социального оптимизма, для того чтобы вдохнуть жизнь в национальную экономику, тогда темпы развития будут обеспечивать нам перспективы. Я отмечу, что все усилия нашего либерального министра экономики Думитру Алайбы должны быть подкреплены настроением в обществе. 

Поддержка со стороны Евросоюза также чрезвычайно важна, она приносит за собой мир, гарантии инвестиций, развитие инфраструктуры. Это важные условия для развития экономики, что позволит нам вырваться из этой колеи стагнации и пройти фазу догоняющего развития.

— Правительство принимает меры по адаптации страны под европейский вектор. Сколько времени займет, по вашему мнению, интеграция Молдовы в европейскую экономику? Рискованно ли молдавским предпринимателям сегодня работать с российским рынком?

Интеграция Молдовы в европейскую экономику уже началась. Еще в 2008 году Европейский союз предоставил нам режим асимметричных преференций, когда некоторые категории товаров, согласно согласованным квотам, получили беспошлинный доступ на европейский рынок. Здесь я хочу подчеркнуть, что как правило частная инициатива сама занимается решением таких проблем, правительство должно обеспечивать законодательную базу и функционирование государственных механизмов, которые с одной стороны защищают бизнес, а с другой осуществляют контроль. Как сказал Карл Маркс: “Нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради прибыли в 300%”. Поэтому мы должны защищать и потребителей и антимонопольное законодательство.

Если мы к этому добавим еще и повышение качества образования в Республике Молдова, то мы перестанем пугаться открытия нашего рынка перед европейскими товарами и научимся быть конкурентоспособными. Учитывая, что это второй Копенгагенский критерий, сформулированы еще в 1993 году, — способности экономики конкурировать в условиях открытого рынка Европейского Союза. Поэтому нужно работать над устранением коррупции, необходимо инвестировать в образование, чтобы жизнь дома стала привлекательней, от этого наша конкурентоспособность тоже будет повышаться.

Я считаю, что нашему бизнесу тоже нужно уметь бороться за свои интересы, бизнес — это тоже часть гражданского общества, его голос должен быть слышен. Что касается сотрудничества с Россией, мы же знаем, что предприниматели не озабочены имиджем государств, с которыми налажена деятельность. Деньги, как известно, не пахнут. И если бы Россия была предсказуемой страной, которая не использовала бы экономику как рычаг давления на Молдову, не было бы агрессии против Украины, не было бы и никаких вопросов, рынок — есть рынок. Предприниматели довольны, получают прибыль, платят налоги, есть рабочие места и тд. Но российский рынок непредсказуем, он таким стал не сегодня и не вчера. Мы же помним как составлялись списки компаний с Левого берега и АТО Гагаузия, которые имели доступ на рынок РФ, остальные предприниматели должны были использовать их в качестве посредников для вывоза своей продукции. 

Сейчас государство, страны Евросоюза, та же Япония, которая не является частью ЕС, оказывает поддержку молдавским сельхозпроизводителям: предоставляют гранты, возможность участвовать в совместных проектах, осваивать другие рынки. И в данном случае нашим предпринимателям необходимо понимать, что рынок Евросоюза стабилен, там не будет политического шантажа, но там есть определенные требования. Конкуренцию никто не отменял, поэтому если люди хотят иметь надежные рынки необходимо прилагать усилия. В 2014 году помимо Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, были подписаны еще и требования для рынка. Имея безусловную поддержку, но силком никто никого не будет переориентировать. Люди сами должны брать на себя эту ответственность и оценивать, в том числе, риски, связанные с рынком Российской Федерации.

— Что бы вы посоветовали молодым жителям Молдовы?

Где-то 3000 лет назад появилось выражение, что молодежь ничего не понимает жизни — это брюзжат старики. Не хочу брюзжать, я искренне завидую сегодняшним молодым людям, перед которыми открыто очень много горизонтов, при условии, что ты знаешь чего хочешь и умеешь трудиться. Потому что сейчас экономика радикально меняется, в некоторых странах уже обсуждают не только переход на четырехдневную неделю, но и последствия роботизации производства и никто не знает еще какие последствия будет иметь развитие искусственного интеллекта. Нужно иметь интерес к жизни, интерес к знаниям, нужно уметь работать, нужно быть сильным в реализации своих желаний и устремлений и тогда я думаю, что все будет хорошо. Особенно если учесть что молодежь Республики Молдовы, которая уезжает из страны, как правило, реализует себя в других странах. Достаточно много успешных прецедентов.

Теперь наша задача научиться быть успешными у себя дома, а для этого нужно четко соблюдать правила игры. Потому что когда мы едем в другую страну, мы знаем что там есть правила которых нужно придерживаться. И если мы хотим чтобы молодежь не уезжала, то молодые люди должны первыми настаивать на том, чтобы соблюдались правила, чтобы тот кто сильнее и конкурентоспособный имел возможность достичь своей цели у себя дома. И тогда я думаю что ситуация изменится в том числе с психологической точки зрения “Yes we can”.

Буквально вчера я получил по имейлу биографию нашего соотечественника, который трудится за границей на очень престижной должности. Действительно престижно и он пишет: “Дом Нантой, в августе собираюсь вернуться в Молдову и я готов остаться. Меня не волнует зарплата, мне интересно чем я могу быть полезен”. Поэтому мир открыт, но нужно помнить о своей маленькой Родине.

— Национальная идея Молдовы — какая она?

Будем честными, национальную идею не вырастить в оранжерее и не вывести в химической колбе, она должна появиться сама собой. Я могу с уверенностью сказать, что после драматических событий 7 апреля 2009 года, которые, к сожалению, так и остались нерасследованными, после того как появились проевропейские альянсы, мы еще не знали что скрывается за этими вывесками, я увидел некоторые зачатки национальной идеи, которая объединяет людей. Если вспомнить 15 ноября 2020 года, это был первый прецедент, когда кандидат в президенты госпожа Майя Санду объединила граждан Молдовы вокруг идеи вернуть страну людям, покончить с позорным прошлым захваченного государства, но это только начало. 

Для того чтобы национальная идея появилась она должна приобрести новые качества и мне кажется что эту идею могла бы звучать как "мир и будущее через европейскую интеграцию". Это могло бы нас объединить.

Первую часть интервью вы можете прочитать по ссылке.

Вторую часть интервью вы можете прочитать по ссылке.

Подписывайтесь на Telegram-канал Moldova Daily, активная ссылка тут.

Subscribe for updates
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
More: