Уважаемые читатели, в начале своей статьи я хочу предварительно извиниться за то, что некоторые мои суждения, аргументы и выводы могут быть на грани фола. Сразу скажу, что я максимально старался сгладить то, что, в разговорном языке, лучше всего выражается так называемой нецензурной лексикой.

В воскресенье, 5 ноября 2023 года в Молдове прошли местные выборы, выборы руководителей городов и районов, сел, а, также, в местные органы самоуправления. Результаты для правящей в Молдове партии PAS и непосредственно для нынешнего Президента Республики Молдова Майи Санду и их заявления напоминает мне старый бородатый анекдот. Суть его в том, что мужчина перед тем, как попасть в общество, запил соленые огурцы парным молоком. Понимая, что апогей неизбежен, он всячески себя убеждает в том, что все будет хорошо. Но когда случилось непоправимое, он, с улыбкой на лице, во весь голос заявляет: «Это не я!».

Статистика — весьма точная наука, но, одновременно манипуляция и интерпретация результатов дают простор для желаемых выводов. Для себя я сделал четкий и однозначный вывод о том, что правящая партия проиграла эти выборы, несмотря на наличие в их руках административного аппарата, подконтрольных СМИ и тд. Просто один пример. Президент Молдовы Майя Санду родом из села Рисипень, Фалештского района Молдовы. Президента четко и однозначно связывают с правящей партией, поскольку не секрет, что именно на имидже Санду эта партия пришла к власти, взяв большинство в Парламенте Молдовы. Так вот, для меня лакмусовой бумажкой отношения людей к Санду и партии PAS стал результат выборов в ее родном селе. Кандидат от правящей партии проиграл с разгромным результатом своему оппоненту. Вывод очевиден и находится на поверхности.

Встает главный и самый актуальный вопрос: «Что привело правящую партию, которая пришла к власти с завидным запасом прочности и доверия, к нынешнему результату?».

Главным козырем, которым манипулирует нынешняя власть в Молдове, является заявления о том, что именно правящая партия и госпожа Санду лично является проводником Республики Молдова в Европейский Союз. Я не буду трогать тему фактической приватизации со стороны вышеназванных субъектов этого направления, хотя подчеркну тот факт, что не только Санду и PAS выступает за европейское будущее Молдовы. Но… Используя требования со стороны структур ЕС для начала переговоров о вступлении Молдовы в Европейский Союз (хочу подчеркнуть НАЧАЛО ПЕРЕГОВОРОВ) для получения статуса кандидата, хочу показать реальные действия и решения нынешней власти и эффективность ее правления на примере выполнения требований со стороны Евросоюза. Напомню , что план по реализации условий Европейской комиссии содержит 35 пунктов. При получении статуса страны-кандидата на вступление в Евросоюз Молдове было рекомендовано выполнить 9 основных условий:

Я предлагаю пройтись по ним и посмотреть результаты выполнения этих 9 пунктов. Кстати, нынешние власти в Молдове с большим пафосом утверждают, что 6 из 9 ими уже выполнены. Правда не уточняя какие конкретно.

1. Реформа юстиции. Эта фраза для PAS стала синонимом укора и попытки их подколоть, когда рассматриваются результаты их правления. Хочу обратить внимание на тот факт, что именно PASовское большинство в Парламенте Молдовы является основным тормозом проведения таких реформ.

2. Устранение недостатков избирательного законодательства. Конечно бы хотелось конкретики по этому пункту, но… То что произошло на местных выборах, когда для того, чтобы устранить шоровскую команду решение изначально принималось не ЦИКом а Чрезвычайной Комиссией, которая, на минуточку, создана в рамках вопросов безопасности в энергетическом секторе, а ЦИК выносит решение после того, как целый пласт политических претендентов уже вычеркнут из бюллетеней, причем в 11:00 В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ, это даже с точки зрения целесообразности выше крыши, не говоря уже о требованиях закона. Хочу сразу подчеркнуть тот факт, что я отношусь отнюдь не с симпатией к прошоровским, а точнее к прокремлевским силам в Молдове. Но для получения легитимности и законности решений такая топорная работа вызывает негатив, в первую очередь, у умеренных и ой как может отразиться на отношении к правящей партии и к Санду лично на следующих выборах.

3. Борьба с коррупцией. Произносить это словосочетание с привязкой к нынешней власти без улыбки невозможно. Почему-то при затрагивании этого вопроса вспоминается крылатая фраза: «Если мафию невозможно уничтожить, то нужно ее возглавить». И если слово мафия заменить на коррупцию, то эта фраза станет применима к нынешней ситуации в Молдове. Хочу задать несколько очень неудобных и, главное, актуальных вопросов нынешним властям в Кишинев: «Как получилось так, что именно Кишинев стал основным спонсором формирования бюджета приднестровского региона? Как получилось так, что эмиссары из приднестровского региона, в том числе и лица, которые формально должны находится под уголовным преследованием согласно законов Республики Молдова, протоптали себе тропинки в кабинеты чиновников в Правительстве Молдовы? Сколько уголовных дел о коррупции доведено до суда и главное вынесено обвинительных приговоров? Как получилось так, что олигархическая бизнес структура из приднестровского региона влияет на ход выборов в Молдове?». Ну и главный вопрос: « Неужели все эти действия основаны на альтруизме чиновников во власти?».

4. Деолигархизация. Еще одна очень интересная тема для обсуждения в рамках действий нынешних властей Молдовы. Приднестровский фактор и фактическую «борьбу» с олигархами с Левого берега мы уже частично затронули. Просто еще пару вопросов, опять таки, очень неудобных для нынешней власти: «Какие конкретно активы, приносящие прибыль олигархам Молдовы, попали под действие законов по этой теме? Что там с металлом и металлоломом в Молдове? Что происходит с поставками цемента? Почему фактически монополизированы за рубеж поставки зерна из Молдовы и главное кем?». Этот вопрос напрямую связан с двумя предыдущими, а именно борьба с коррупцией и реформа юстиции.

5. Усиление борьбы с организованной преступностью и возвращение активов. Решение этого пункта напрямую вытекает из трех предыдущих, а именно первого, третьего и четвертого. «Что там с миллиардом? Что с активами Плахотнюка? Что там с персональными санкциями в отношении представителей Левого берега?» И опять тишина.

6. Улучшение государственных услуг. С натяжкой, но запишем этот пункт как тот, по которому идет работа. То есть это первый, с натяжкой плюс в актив нынешней власти.

7. Реформирование государственного управления. Опять таки провокационный вопрос: «Что в структуре и функциях государственного управления со времен Додона изменилось?». Ничего. Нет изменений. Пошла более обширная практика принятия на чиновничьи должности родственников, например двоюродных сестер. Хотя такие «реформы «вряд ли идут на пользу Молдове.

8. Вовлечение гражданского общества в процессы принятия решений. По этому пункту я долго искал информацию, которая бы помогла мне найти примеры такого вовлечения в жизненно важные, стратегические вопросы жизнедеятельности государства. Единственное что мне пришло на память, это Великое Национальное Собрание, где PAS и Санду решили провести пиар компанию по уже принятому решению. Но в любом случае запишем этот пункт, опять таки с натяжкой, на достижения нынешних властей.

9. Укрепление потенциала государственного управления и защите прав человека и борьбе с гендерным насилием. Я бы разделили этот пункт на два подпункта. Первый и главный защита прав человека. Хочу напомнить что Левый берег Днестра (приднестровский регион) является, согласно Конституции Республики Молдова , неотъемлемой частью государства и что Президент Молдовы, госпожа Санду , является Президентом не только Правого берега но и всей Молдовы в целом. И опять неудобные вопросы: «Что конкретно, ну кроме очередной озабоченности властей Молдовы, было сделано по защите прав граждан на Левом берегу в отношении которых были нарушены их права и свободы? Сколько чиновников приднестровского региона были привлечены к уголовной ответственности за нарушения этих прав? Почему до сих пор руководство Молдовы, контактируя с структурами с Левого берега, фактически отдает в рабство своих граждан фирме «Шериф» и прошерифовским властям на Левом берегу?»

И что в сухом остатке показали ответы по указанным пунктам? То, что популизм, нежелание брать на себя ответственность за, возможно радикальные, государственные решения, попытки использовать ситуации в рамках коррупционных схем для личного обогащения, стали визитной карточкой этой власти. Но это еще пол беды. Самое страшное, что попытка приватизации идеи евроинтеграции, нежелание идти на контакт с другими здоровыми силами, в том числе и в рамках формирования эффективного управления государством, упертость в осознании собственной значимости и непогрешимости в принятых решениях дали тот результат, о котором шла речь в начале статьи. Я могу предположить, с большой долей вероятности, что даже те немногочисленные положительные шаги, которые были сделаны этой властью, были обусловлены соответствующими настойчивыми рекомендациями западных геополитических игроков. 

Нынешняя власть Молдовы должна четко осознать тот факт, что на кон поставлено будущее Республики Молдова, будущее наших детей, конечно у кого они есть. Попытки нынешней власти войти, при стратегическом провале правления, в историю как власть, при которой начались переговоры о вступлении Молдовы в Евросоюз отнюдь неубедительный аргумент положительного отношения к их правлению. Для исправления ситуации госпоже Президенту и ее окружению пора заканчивать почивать на лаврах прихода к власти и осознании своей незаменимости и особенности. Местечковые амбиции пора заменить на понимание того, что только консолидация проевропейских сил, создание в системе управления аппарата работающего в интересах Государства, вне зависимости от партийной принадлежности исполнителей и центра принятия решений, еще может дать шанс на исправления ситуации. Иначе мы можем получить весьма плачевный результат, при котором противники евроинтеграции, силы, вектор деятельности которых направлен на Кремль, могут прийти к власти на следующих президентских, а потом и на парламентских выборах. И тогда нужно будет пенять не на Шора, Додона и других, а только на себя, поскольку возможный их приход к власти обеспечила своими действиями и бездействием именно нынешняя власть. 

Геннадий Чорба — политический деятель, правозащитник, с 2013 по 2015 год министр связи и СМИ Приднестровья, был репрессирован правительством ПМР за правозащитную деятельность.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Moldova Daily, там вы сможете найти больше экспертных мнений, а также интересных новостей, активная ссылка тут.

Subscribe for updates
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
More: